Цель и философия йоги. Учение йоги. Что значит обучаться йоге по-настоящему? Йога для начинающих теория и практика

В наше время йога получила огромную популярность. Этому процессу послужили многие тенденции современного общества, а развитие интернета и исчезновение границ для распространения информации, смогли сделать йогу поистине доступной для каждого ищущего.

Давайте попробуем разобраться: что такое основы йоги, какова цель йоги, как йогу понимают большинство современных людей, что об этой науке самопознания говорили мудрецы прошлого, какие книги о йоге остались в качестве опоры в практике и что нужно знать начинающему свой путь.

Большинство современных людей считают, что йога – это эффективная гимнастика, обладающая оздоровительными и омолаживающими свойствами, занятие, снимающее стресс и дарующее гармонию.

Некоторые идут в фитнес центры на йога-классы, потому что хотят поправить фигуру, расслабиться после трудовых подвигов или подлечить спину.

Но, если мы с Вами познакомимся с основами йоги и возьмём в руки книги по йоге, которые остались для нас от мудрецов прошлого, то обнаружим, что йога понимается гораздо шире и польза йоги, искомая нашими современниками, скорее побочный эффект от регулярных занятий.

Философия йоги. Цель йоги

Само слово йога происходит от санскритского слова «юджин», означающего объединение, связь, союз или общность.

То есть цель йоги - объединение нашего «я», этой сформированной личности, которую мы ассоциируем, чаще всего, со своим телом, с более совершенной частью нашего существа.

Совершенная и мудрая часть нас самих в разных концепциях, культурах, религиях называется по-разному, но от этого её суть не меняется.

Это божественная энергия, душа, Бог, Атман, Абсолют, Внутренний мудрец, Вселенная или Высший разум. Эпитетов для выражения этой сущности очень много, но главным остаётся одно – йога указывает путь, который может привести от внешнего к внутреннему, позволит лучше понять абсолютные законы и своё место в них, став по-настоящему полезным этому миру.

Одна из целей йоги заключается в способности управлять своим умом и использовании этого совершенного инструмента по назначению. Если ум неконтролируем, то это делает нас эгоистичными, наполняя страхами и беспокойством, не даёт возможности быть счастливыми, спокойными и гармоничными.

Основы йоги описаны в книгах, оставленных нам из прошлого.

Вот некоторые книги по йоге, на наш взгляд, самые авторитетные и описывающие принципы и основы йоги, как с практической, так и с теоретической точки зрения:

  • Йога сутры Патанджали с комментариями
  • Хатха-йога Прадипика
  • Трёхтомник Бихарской школы йоги
  • Хатха-йога Дипика (Б.К.С. Айенгар)

Видео о первоисточниках йоги:

Философия йоги. Ступени йоги

Первой и самой известной книгой по йоге, конечно, по праву считаются Йога-сутры Патанджали. Это сочинение, записанное более 5 тыс. лет назад, включает в себя 196 сутр – коротких, законченных по смысловому наполнению строф. Уровни глубины смысла каждой из этих сутр – поражают.

Эта книга по йоге несёт в себе философские основы древней науки о самопознании и считается одним из наиболее авторитетных источников. В Йога-сутрах Патанджали описываются основы философии и йоги как целостной системы.

Нельзя сказать, что это книга о йоге, которую стоит брать сразу в руки новичку. Она, мягко говоря, не для чайников.

В Йога-сутрах скорее описана философия и основы йоги для практиков более высокого уровня. В данной книге приводятся ступени йоги, которые нужно пройти каждому, впервые расстилающему коврик. И, к слову сказать, об асанах, столь популярных в наше время, там упоминается лишь в одной сутре: «Асана ‒ это удобное, устойчивое положение».

В остальных из приведённого списка книг по основам йоги (их можно ) описываются основы практики и философии йоги, и они могут использоваться, как самоучители для начавших изучать основы йоги.

Всего ступеней в йоге восемь, вот их последовательность с названиями на санскрите:

  1. Нияма
  2. Асана
  3. Пранаяма
  4. Пратьяхара
  5. Дхарана
  6. Дхьяна
  7. Самадхи

На первых двух ступенях (Яма и Нияма) начинающему йогину предлагается выработать в себе набор морально-нравственных качеств, которые направлены на формирование личности осознанной, ответственной за свои поступки.

Пять Ям – это предписания практику йоги о том, как человеку должно себя вести в этом мире. Ненасилие (Ахимса), правдивость (Сатья), не укради (Астея), нестяжательство, ненакопительство (Апариграха), воздержание от чувственных наслаждений (Брахмачарья).

Пять Ниям – заповеди в отношении внутреннего мира самого практикующего. Чистота тела, речи и ума (Шауча), самодисциплина и аскетизм (Тапасья), удовлетворённость, скромность, оптимистичный настрой (Сантоша), самообразование (Свадхьяя), посвящение своей деятельности высшим целям, развитие альтруизма (Ишвара Пранидхана).

Как видите, все Ямы и Ниямы – это ориентиры для каждого человека, знакомые с детства и необходимые для адекватного взаимодействия с обществом и самим собой.

Здесь важно отметить, что ненасилие (ахимса) понимается как не причинение страданий всем без исключения живым существам, в том числе и себе самому.

Мудра – печать, знак. Это особые положения пальцев рук, имеющие различные воздействия на ментальное и физическое тело.

Также, для более глубокого ознакомления с техниками Хатха-йоги можете ознакомиться с книгой: Основы миросозерцания индийских йогов.

  • Режим дня. Ранний подъём и соблюдение режима дня. Это первое и обязательное условие для достижения результатов в практике йоги.
  • Питание. Лёгкая, здоровая еда, отсутствие убойной пищи в рационе если не обязательно на начальных этапах, то станет естественной потребностью при правильной регулярной практике йоги.
  • Чтение. Читать книги по основам йоги, её философии и принципам, жизнеописания великих учителей, йогинов прошлого и настоящего. Это прекрасная мотивация и поддержка в практике йоги.
  • «Информационная диета» – отсутствие телевизора крайне важно. Концентрация внимания на информации, способствующей развитию.
  • Регулярная практика Хатха-йоги и совмещение её с деятельностью, предполагающей служение. Это позволит достичь гораздо больших результатов в йоге за аналогичный период. Начинающему можно порекомендовать самостоятельные занятия по одной из приведённых выше книг по йоге, либо занятия

История йоги насчитывает более 5000 лет. Её интегрированная система включает религию, философию, медицину, исторические традиции и множество других аспектов. Начинающему легко потеряться в обширной йогической практике, древних разновидностях и современных течениях, поэтому в нашей статье представлен краткий обзор системы и её богатые традиции.

История йоги

Самые ранние археологические свидетельства существования йоги можно найти в каменных печатях, на которых изображены её позы (асаны). Найденные печати относятся к 3000 г. до н. э. Учёные полагают, что система существовала и ранее: они относят её начало к шаманизму каменного века.

Оба течения имеют одинаковые черты - направлены на излечение членов сообщества и предписывают людям соблюдение определённых правил организации жизни. Историю йоги делят на четыре периода: Ведический, предклассический, классический и постклассический периоды.

Ведический период отмечен возникновением Вед - священного писания о брахманизме, основе современного индуизма. Веды - старейшее из ведических учений: часто его называют ведической йогой. Основной принцип этого учения - Риши, это философская система, которая учит жить в божественной гармонии и видеть конечную реальность через интенсивную духовную практику.

Предклассическая йога - это 200 писаний Упанишад, которые описывают и объясняют учение Вед через три основных предмета: конечную реальность (брахман), переходящее «Я» (атман) и взаимосвязь между ними. На этом этапе учение становится тесно связано с буддизмом. Здесь усиливается важность медитации и практики физических поз (асан).
К этому же этапу относится создание Бхагавад-Гиты, или Песни Господа (около 500 г. до н. э.) Этот трактат даёт начало новому течению в йоге. Он становится попыткой объединить бхакти-йогу, джняна-йогу и карма-йогу в учение о том, что живой человек должен быть активным, а его действия - иметь добрую практическую направленность и противостоять злу.

Классический период отмечен творением Патанджали в I–II столетии н. э. - это «Йога-сутра»: она является попыткой объединить накопленный духовный опыт и усовершенствовать его. «Йога-сутра» состоит из 195 афоризмов, или сутр, которые излагают её основополагающие 8 принципов: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи.

Знаете ли вы? Истоки йоги являются предметом многочисленных дебатов. Консенсуса относительно хронологии или происхождения не существует, кроме того, что она развивалась в Древней Индии. Хронология самых ранних текстов, описывающих практику йоги, также не ясна.

Эпоха классической йоги длилась несколько столетий. На смену ей пришли тенденции пост-классического периода развития. В отличие от предыдущих этапов, современная йогическая практика не стремится освободить человека от реальности, она скорее учит принимать реальность и жить в данный момент. Для нашего времени характерны труды гуру Свами Шивананды. Его основная работа описывает 5 модифицированных принципов йоги:

  • Савасана - правильное расслабление;
  • Асана - правильное физическое упражнение;
  • Пранаяма - правильное дыхание;
  • Правильная диета;
  • Дхьяна - позитивное мышление и медитация.

Философия йоги

Йога - это дуалистическая философия. Она рассматривает взаимодействие двух основных объектов: пуруша - чистого сознания, и пракрити - материи. Каждое существо - это проявление одной из форм связи этих объектов. Живое существо объединяет тело и разум. Если человек живёт в соответствии с этическими принципами, то это ведёт его к мокше, духовному освобождению.
Философию йоги отлично передаёт притча о божественности. Брахма, создав первых людей сделал их равными богам. Но люди использовали его силу неправильно: они не были праведны и честны. Брахма отобрал у них божественность и долго думал о том, куда бы её спрятать так, чтобы до неё могли добраться только те, кто обладает чистыми помыслами и высокими моральными качествами. Поэтому он спрятал божественность внутри человека и дал ему йогу как путь к ней.

Это совокупность практик и принципов, которые ведут человека к обретению божественности. В классической системе этих принципов 8, в пост-классической - 5. Это можно трактовать так: главная цель - это достижение освобождения сознания, а то, сколько ступеней к нему ведёт, не так уж и важно.
Некоторые считают, что йога - это религия, но это не так. Её используют представители разных религий. Скорее, это методы работы над собственной духовностью, совершенствованием физического тела и разума. Также нельзя сказать, что это упражнения, направленные на укрепление здоровья. Философия учения рассматривает гармонизацию тела, разума и духовности и предлагает их совершенствовать в комплексе.

В философии выделяют следующие свойства:

  • этичность - достижение мира и гармонии между людьми;
  • эмоциональность - позитивное мышление и привязанность к ближним;
  • практичность - управление физическим телом;
  • интеллектуальность - управление разумом;
  • духовность - освобождение от страстей и достижение гармонии духа.

Знаете ли вы? Лучшим временем для занятий йогой считается рассвет. Именно в это время жизненная энергия несёт максимальную целительную силу. Также считается, что положения рук (мудры) влияют на интенсивность потока жизненной энергии.

Восемь ступеней достижения

Классическая йога-сутра Патаджали базируется на 8-этапном пути для воссоединения человека с божественностью:

  1. Яма - это базовая начальная ступень, на которой йог должен выработать в себе этические ценности и научиться без негативных реакций учитывать социальные ограничения.
  2. Нияма - вторая ступень, на которой человек учится быть счастливым, погружаться в позитивное мышление и пребывать в нём.
  3. Асана - третья ступень, развивающая физическое тело.
  4. Пранаяма - ступень, на которой осваивается контроль или способы управления дыханием.
  5. Пратьяхара - это достижение состояния блаженства, независимо от правильности позы и техники дыхания; это итоговое слияние Асаны и Пранаямы с выходом человека за органы восприятия.
  6. Дхарана - это этап, характеризующийся медитацией без мыслей.
  7. Дхьяна - глубокая медитация, слияние с духом.
  8. Самадхи - внутреннее пробуждение истинной сущности.

Видео: классическая йога-сутра Патаджали Этапы следуют в определённой последовательности. Освоив один, человек может переходить к следующему, не забывая о том, что он продолжает следовать усвоенным принципам каждого предыдущего этапа. Осваивая этап, человек гармонизирует физическое и духовное начало, учится концентрироваться, достигать полного умиротворения и единения с божественностью.

Виды йоги

Древние йоги считали, что для того, чтобы пребывать в гармонии с собой, тело, разум и дух человека должны быть в гармонии с окружением. Различные виды йоги были сформулированы и совершенствовались как средства достижения и поддержания этого баланса. Совершенствование человека происходит с помощью специальных упражнений.
Основные направления йоги рассмотрим далее. Существуют также и другие направления. Некоторые из них очень древние, другие только начали развиваться в настоящее время.

Знаете ли вы? Дога - это разновидность йоги, которая появилась в Нью-Йорке в 2002 году. Её цель - достижение гармонии с питомцами. В рамках курса собаки могут самостоятельно выполнять упражнения или быть реквизитом для асан хозяев. Проект Сьюзи Тейтельман первоначально назывался «Йога для собак».

Раджа-йога

Синонимичные названия классической йоги: , йога-сутра, восьмиступенчатая йога, йога самоконтроля. Её основоположник - мудрец Патанджали (I в. до н. э.), легенды говорят о его божественном происхождении. Учение основано на постижении 8 принципов, которые были изложены Патанджали в его труде - «Йога-сутре».

Освоение каждой ступени - это совершенствование одной из составляющих личности, в результате которого увеличивается количество доступной человеку энергии. Раджа-йог считает себя основным в системе мира и поэтому совершенствуется, его участь - быть хозяином самому себе. Раджа-йога обучает человека дисциплине и поддержанию чистоты во всём: теле, разуме, духе.

Видео: Раджа-йога

Джняна-йога

Или йога разума - это путь, на котором совершенствуется ум, интеллект человека. Она ведёт человека по пути самосовершенствования через изменение его знаний о мире и о самом себе. Джняна-йога исходит из постулата, что неправильные или «злые» поступки совершаются от незнания. Побеждая незнание, человек движется на пути к божественному знанию. Джняна-йог, используя учение как метод, сам познаёт мир через медитации и ощущение истины.

Видео: Джняна-йога

Карма-йога

Или йога служения считает, что то, где вы сейчас есть, и ваше состояние - это результат предыдущих действий. И ваша задача в настоящем - это правильное выполнение возложенных на вас задач, без беспокойства о результате. Принципы учения изложены в индийском эпосе - Махабхарате, в виде беседы между принцем Арджуной и Кришной, который находится в облике колесничего Арджуны.

Видео: Карма-йога

Знаете ли вы? В настоящее время существует более 100 различных школ йоги. Хотя каждая школа имеет разные практики, у них есть единая цель: состояние чистого блаженства и единства со Вселенной.

Бхакти

Или йога преданности - это путь, направленный на развитие любви к богу посредством служения. Именно этот путь чаще всего соблюдается в Индии. Бхакти представлена множеством течений, как монотеистических, так и пантеистических. Бхакти-йоги поклоняются Шиве, Кришне, Вишну, безграничному абсолюту (Брахман), другим божествам.

Это древнейшее учение о воздействии звука на организм человека, а также его разум и интеллект. При этом воздействует не просто любой звук, а особенный - мантра. Это может быть звуковая комбинация, считающаяся священной, молитва и т. д. Если практиковать мантра-йогу достаточно долго, то считается, что она приводит к стиранию старой кармы.

Тантра-йога, или йога ритуалов - это выполнение священных ритуалов. Так, например, обход вокруг священной для буддистов горы Кайлас считается избавляющим человека от всех его грехов. Путешествие длится несколько дней, во время которых путешественник погружается в единение с божеством.
Этот вид йоги получил своё название от священных текстов - тантр, в которых изложены диалоги Шивы и его жены Шакти. Тантрическая йога связана с культом Шакти. Секс также является частью тантра-йоги, но это не основное, поскольку этот путь направлен на нахождение того, что является священным, во всём, что мы делаем.

Или йога позы - это самая популярная разновидность учения среди жителей запада. Она использует физические позы (асаны), методы дыхания (пранаяма) и медитацию для улучшения здоровья и духовности. Путь характеризуется множеством стилей - Айенгар, Интеграл, Аштанга и другие.

Знаете ли вы? Хатха-йога - это учение, получившее наибольшее распространение в западной культуре. «Ха» обозначает солнце, а «тха» - это луна. Это объединение двух элементарных сил природы.

Асаны для начинающих

У Патанджали асана описана как свободная поза. Можно предположить, что в самом начале речь всего лишь шла об удобных позах для медитации. оздоравливают тело и готовят его к медитации. Также стоит помнить, что классическая йога считает полезной и работающей только в виде комплексной системы, и без соблюдения базовых принципов Ямы и Ниямы асаны станут просто интересным фитнесом.
Для занятий вам понадобятся удобный коврик и небольшое спокойное место. Одежда должна быть удобной для вас и эластичной, не мешающей выполнению упражнения. Можно оставаться босиком, одеть носки или мягкую обувь. Занятие нужно проводить не менее чем через 1–1,5 часа после еды.

Важно! За 15 минут до начала занятий йогой рекомендуется выпивать стакан тёплой воды и очищать носоглотку. Цель этих действий - очистка каналов, по которым вместе с дыханием движется жизненная энергия.

Утро - лучшее время для выполнения асан, а вечер - лучшее время для медитаций. Начинайте с простых упражнений, не напрягайтесь: асаны подразумевают состояние комфорта при выполнении. Занятия не должны быть длительными, но это нужно делать ежедневно, как минимум в течение 15 минут в день. Каждое упражнение можно выполнять до 3 раз.
Последовательность упражнений обычно будет такой:

  1. Асаны для разминки - 2–3 мин; эти упражнения разминают плечевые мышцы, позвоночник, бёдра, поясницу и пах.
  2. «Стойки» необходимы для выравнивания осанки и ног; выполняются для улучшения пищеварения и кровообращения.
  3. «Сидячие позы» позволяют практиковать правильное дыхание, прану.
  4. Упражнения на изгиб, избавляющие от напряжения в суставах; они снимают боль в спине, облегчают циркуляцию крови и питательных веществ в организме.
  5. Перевёрнутые и балансные асаны - это упражнения на развитие координации, увеличение выносливости и силы, улучшение концентрации.
  6. Финишные асаны.

Выполняя упражнение, старайтесь сосредоточиться на каждом движении. Не нужно напрягаться, чтобы выполнить действие. Выполняя асаны, дышите медленно и глубоко. Сосредоточьтесь на внутренних ощущениях.

Важно! Если упражнение вызывает боль, исключите его из вашей программы. Асаны - это не соревнование на выносливость, а возможность улучшить растяжку и состояние мышц. Если у вас есть противопоказания для занятий йогой, то обсудите с вашим врачом возможность выполнения намеченного вами комплекса упражнений.

Асаны для разминки - это несколько минут медитации и сосредоточения в удобной сидячей или лежачей позе.

  • Савасана (поза трупа) - классическая релаксационная поза. Выполняется с закрытыми глазами. Исходное положение - лёжа на коврике, слегка расставив в стороны руки ладонями вверх. Позвоночник полностью касается поверхности коврика. Согните ноги в коленях и медленно выпрямите, последовательно расслабляя мышцы, начиная от ягодиц. Вам не должен мешать яркий свет и громкие звуки. Дышите через нос. Продолжительность выполнения - 5–10 минут. Поза практикуется до или между асанами, а также для финальной релаксации.

Видео: техника выполнения Савасаны (поза трупа) Чтобы усилить эффект, совмещайте Савасану с правильным дыханием. Представьте, что вместе с выдохом из тела уходят тяжесть и стресс, а на вдохе входит обновлённая энергия (Прана). Она движется по лицу, затем заполняет затылок, шею и достигает точки на 2 см ниже пупка. Эта точка считается центром энергетических каналов, по которым она распространится в теле.

Выходить из Савасаны нужно тоже правильно: сначала пошевелите пальцами, медленно повернитесь на бок и перейдите в позу эмбриона. Теперь плавно встаньте. Это лучшая поза для снятия психологического стресса.

  • Сукхасана - это классическая сидячая поза («сидеть по-турецки»). Поза помогает в выпрямлении позвоночника, замедлении метаболизма, повышении внутреннего спокойствия. Для выполнения вам понадобится небольшая подушечка - сядьте так, чтобы таз находился на её краю. Ноги переплетите, предварительно согнув в коленях. Стопы должны находиться под коленями. Голени должны быть скрещены. Медленно расслабьте стопы, затем область паха и опустите колени. Выпрямитесь, расправьте плечи, выпрямляя позвоночник. Опустите ладони рук на бёдра. Пальцы рук находятся в расслабленном состоянии. Грудная клетка также должна расправиться. Оставайтесь в этой позе несколько циклов дыхания. Представьте, что на вдохе поток энергии идёт вниз, а на выдохе устремляется вверх.

Видео: техника выполнения Сукхасаны (поза «сидеть по-турецки») Основные позы - это асаны, которые используются для перехода от одного упражнения к другому:

  • Тадасана (поза горы) - основная стоячая поза. Она помогает расслабить мышцы спины и снизить нагрузку на позвоночник. Тадасана желательна для всех, кто много работает сидя. Исходное положение - встать прямо. Сомкнуть ноги и равномерно распределить вес. Начните медленно выравнивать позвоночник, начиная от стопы и постепенно поднимаясь вверх. Распрямите руки и сделайте глубокий вдох. Поза является переходной между двумя другими асанами, а также базовой, из которой вы переходите в выполнение другого упражнения, которое делается стоя;

    Видео: техника выполнения Тадасаны (поза горы)

  • Бхуджангасана, или поза кобры - это асана, которую практикуют при нарушении осанки, сутулости, болях в спине и нарушениях в работе позвоночника. Поза укрепляет спину и разрабатывает лёгкие. Исходное положение - лёжа лицом вниз. Ноги выпрямлены. Руки согнуты в локтях перед головой. Вместе со вдохом начинайте приподнимать голову и, выравнивая позвоночник, приподнимите корпус. Задержитесь в этом положении. На выдохе вернитесь в исходное положение.

    Видео: техника выполнения Бхуджангасаны (поза кобры)

Позы на равновесие, или баланс относятся к не очень популярным у новичков, но именно они помогают улучшить концентрацию, убедиться в возрастающей выносливости вашего организма:
  • Уткасана (поза стула) - одна из самых лёгких балансировочных поз. Выполняется из Тадасаны. Руки нужно поднять над головой и взяться за невидимые поручни. Сделать глубокий вдох и начать присаживаться на невидимый стул. Бёдра и тело должны образовать прямой угол. Время выполнения - 40 секунд. Поза укрепляет мышцы таза и ног, выравнивает позвоночник, вырабатывает равновесие.

    Видео: техника выполнения Уткасаны (поза стула)

Также стоит обратить внимание на то, что некоторые асаны объединяются в комплексы, к примеру, Сурья Намаскар, или приветствие солнцу. Комбинация состоит из 12 положений тела. Начало и конец комплекса - это асана Пранамасана.

Сурья Намаскар - это поочерёдные наклоны, сгибания и выпрямления позвоночника. Комплекс обеспечивает глубокую проработку всех суставов и сухожилий. Его достоинством является то, что комплекс упоминается ещё в ведической литературе, и его современное состояние - это результат, эффективность которого подтверждена тысячелетней практикой.

Важно! Исследования учёных Йоркского университета доказали, что йога уменьшает физические и психологические симптомы хронического болевого синдрома у женщин с фибромиалгией.

Философские учения Древней Индии

Индийская философия - одна из древнейших на континенте. Все философские школы или течения разделяются по принципу отношения к Ведам. Для ортодоксальных характерно признание Вед - здесь они считаются источником знания. К этой группе относятся ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта.

Неортодоксальные не признают за Ведами исключительного свойства источника знаний. К ним относятся - джайн, буддизм, адживика, аджна и карваки. Основные течения сформированы около 1000 г до н. э.
Школа вайшешики (санскр. «особенность, различие») пытается идентифицировать, инвентаризировать и классифицировать сущности и их отношения, которые предстают перед человеческим восприятием. Цель вайшешики - освобождение индивидуального «Я».

Незнание порождает проблемы и зло, а уменьшение этого незнания ведёт к правильным поступкам, гармонизации отношений между людьми, божеством и природой. Поэтому освобождение от незнания и ведёт к освобождению от страданий.

Ньяя (санскр. «закон») - это религиозная и одновременно философская система. Она изучает условия и средства познания реальности. Здесь считают, что реальность не зависит от сознания, которое не всегда может её воспринять. Составлена мудрецом Гаутамой (Готамой) в III–IV веке н. э. Принципы этой философии использованы при построении других философских систем.

Данная система признает существование бога-творца. Бог является первопричиной всего сущего в мире. Ньяя рассматривает и изучает способы познания реальности, средства познания, условия, при которых происходит познание и его источники.
Санкхья - это одно из самых влиятельных направлений. Основана около 600 г. до н. э. Цель учения - познание реальности через причинно-следственные связи. Школа Санкхьи предполагает существование двух тел - временного тела и тела «тонкого» вещества, которое сохраняется после биологической смерти.

Когда временное тело погибает, тонкое мигрирует к другому временному телу. Оно состоит из высших функций - буддхи («сознания»), ахамкары («я-сознания»), манаса («ум») и праны («дыхания», принципа жизнеспособности). В этом учении обосновывается существование мира без божественного вмешательства.

Знаете ли вы? Древние йоги полагали, что у человека есть ограниченное количество вдохов. Поэтому они рекомендовали медленно вдыхать и выдыхать для продления жизни.

Йога (санскр. «Юкинг» или «Союз») - одна из шести систем (даршан) индийской философии. Её влияние всегда было широко распространено среди многих других школ индийской мысли. Основа йогического учения - йога-сутры Патанджали.

В современном мире практические аспекты системы особенно популярны и востребованы, гораздо больше, чем её интеллектуальное содержание, основанное на философии Санкхьи. Отличие этих систем в том, что йога предполагает наличие божества, к которому и должен стремиться дух (пуруша), освобождающийся от рабства материи (пракрити), через искоренение невежества и иллюзий.
Цель Мимансы - интерпретировать Веды или, скорее, дать правила их интерпретации. Миманса изучает различные части и периоды написания Вед. Самая ранняя работа этой философской школы - «Миманса-сутра», составленная мудрецом Джамини в IV веке до н. э. Миманса развивает учение о познании и пяти его источниках, следуя через рассуждения и критические исследования.

Веданта первоначально относилась к ведическому периоду развития философской мысли. Буквальное значение этого термина - «завершение Вед». В эпоху Средневековья веданта слилась с течением Мимансы.

Джайнизм - одна из трёх древнейших индийских религиозных традиций, которые всё ещё существуют. Название учения происходит от санскритского глагола «ji» - «побеждать», и относится к битве, которую монах должен вести против страстей, чтобы получить просветление.
Буддизм - это религиозная и философская система, которая развивалась из учений Будды между серединой VI и середины IV вв. до н. э. Несмотря на то, что буддизм - это одна из основных мировых религий современности, сам термин возник в Европе в XIX веке.

Знаете ли вы? По легенде, Шиве известно 8 000 000 асан, но людям доступны только 84 из них. Современные специалисты в области спортивной медицины считают, что, с учётом всех мышц и соединений в организме, люди могут выполнять более 78000 упражнений.

Последователи этой религии называют своё учение - Дхарма (санскр. «закон»). Буддисты считают мир никем не созданным и не управляемым. Здесь отсутствует вера в карму, бессмертие души и даже религиозная организация.

Йога как медицина

Будучи сочетанием теории и практики об управлении телом и сознанием, йога создала уникальное терапевтическое направление. Сочетания физических поз (асан) и дыхательной практики (пранаямы) используется в Индии уже более 5000 лет.

Национальным центром дополнительной и альтернативной медицины США предложено использование йогических практик как одного из альтернативных видов лечения. Различные виды альтернативной медицины, в т. ч. йога, получили признание и на международном уровне.

Так, Всемирная организация здравоохранения разработала новый международный классификатор болезней (МБК-11), в котором для альтернативных методов лечения создан специальный раздел.

Базовые положения йоги - отличное средство профилактики психических расстройств, стресса, депрессии. Первая ступень классической йоги, Яма, учит воспринимать события реальности без негатива и соблюдать чистоту духа и тела. А вторая ступень, Нияма, учит наполнять очищенное от негатива сознание позитивным мышлением и радостью.
Стрессы вызывают нарушения в работе сердечно-сосудистой системы и функциональные расстройства. Человек, практикующий йогу, имеет более высокую стрессоустойчивость и позитивное мышление, а значит, менее подвержен болезням.

Многие люди ведут сидячий образ жизни и много времени проводят за компьютером. Это способствует нарушениям в работе опорно-двигательного аппарата. Асаны помогают снять напряжение в мышцах спины, выравнивают осанку, улучшают выносливость, устраняют болевые ощущения и снимают воспаление. В сочетании с дыхательной практикой, пранаямой, они помогают возвращать хорошую физическую форму.

Здоровое питание в сочетании с асанами помогает замедлить процессы старения и предотвратить развитие возрастных заболеваний.

С точки зрения терапевтического эффекта, асаны могут воздействовать на:

  • группы мышц, связки и кости - механический тип воздействия;
  • психоэмоциональное состояние человека - стрессовый тип воздействия;
  • психосоматический;
  • внутренние органы - гуморальный тип воздействия;
  • гормональный уровень;
  • энергетический уровень;
  • стрессовый.

Классификация асан с точки зрения терапевтического эффекта представлена в таблице:

Локализация терапевтического воздействия Категории асан Лечебный эффект Примеры асан
Психоэмоциональное состояние Релаксационные асаны, которые могут выполняться в положении лёжа, стоя или сидя Воздействие на психоэмоциональное состояние человека, снятие стресса, успокоение, улучшение настроения В положении лёжа: Шавасана, Супта Падангуштхасана

Стойки: Тадасана; Пранамасана; Уттхита Триконасана; Вирабхадрасана

В положении сидя: Сукхасана; Стамбхасана; Вирасана; Падмасана

Механическое на мышцы, связки, суставы и кости Любые асаны оказывают расслабляющее и растягивающее воздействие на мышцы - вытягивания, наклоны, скручивания, прогибы, силовые асаны, лодочные позы Задача асаны - расслабить группу мышц и растянуть её; локализация зависит от упражнения: мышцы спины, позвоночник, грудь.

Лечебный эффект состоит в снятии болевых ощущений, улучшении гибкости и эластичности, восстановлении работоспособности органа

Вытягивание вперёд: Ашва Санчаланасана

Прогибы назад: Хаста Уттанасана; Битиласана; Падмасана

Лодочные позы: Бхуджангасана; Навасана

Скручивания:

Силовые асаны: Шалабахсана; Маюрасана

Внутренние органы Прогибы назад, скручивания, перевёрнутые позы Снятие внутреннего напряжения, улучшение работы ЖКТ, селезёнки, органов малого таза Прогибы назад: Хаста Уттанасана; Битиласана; Падмасана

Скручивания: Уттхита Триконасана; Ардха Матсиендрасана

Перевёрнутые позы: Сарвангасана; Халасана

Эндокринная система, иммунитет Перевёрнутые позы Стабилизация работы эндокринной системы, в т. ч. щитовидной и паращитовидной желёз Сарвангасана; Халасана
Равновесие и координация движений Баланс Улучшение чувства равновесия и концентрации Уткатасана; Врикшасана; Уттхита Хаста Падангуштхасана
Профилактика инсультов, улучшение работы мозга Наклоны вперёд Улучшение кровоснабжения мозга Падангуштхасана; Падахастасана; Парватасана.
class="table-bordered">

Философы, практикующие йогу

Основатель йоги - древний мудрец, философ и аскет Как и во многих подобных случаях, точных фактов его биографии не существует, поэтому нельзя точно назвать ни даты рождения, ни обстоятельства его жизни. Основной труд - «Йога-сутра», состоящая из 195 сутр. Вероятно, йога существовала и до Патанджали, но именно он обобщил имеющиеся знания, систематизировал и усовершенствовал их.
Не менее известный древний йогический мудрец - Свами Сватмарама. Его перу принадлежит древнейший трактат хатха-йоги - «Хатха Йога Прадипика». В этом руководстве описывается использование Шаткармы, Асаны, Пранаямы, Мудр и Бандхаса, а также их практическое применение для пробуждения Кундалини.

За последние 100–150 лет количество практикующих йогинов стало довольно большим, а вместе с ними усилилось внимание к древней мудрости и её переосмыслению.

Знаете ли вы? Йога была включена в список культурного наследия человечества, составленного ЮНЕСКО в 2016 году.

Среди йогинов и мудрецов XIX–XX веков и их трудов наиболее важные описаны в таблице:

Йогин Основные произведения Течение Сведения об авторе
Баба Саван Сингх «Духовное руководство»; «Письма от души к душе» Сурат-шабд-йога Йогин, философ; изучал основные принципы всех религий и пытался обобщить их в единое учение
Брахмачари Дхирендра «Йога-сукшма-вьяяма»; «Йогасана Виджняна» Йогин; советник по йоге Индиры Ганди, создал Институт йоги, где учёные всего мира могут проводить научные медицинские исследования влияния йоги на организм
Свами Вивекананда «Практическая веданта»; «Раджа-йога»; «Шесть наставлений о раджа-йоге»; «Бхакти-йога»; «Карма-йога»; «Джнана-йога»; «Пара-бхакти» Веданта и йога Основатель одного из самых крупных монашеских орденов, йогин, философ, общественный деятель. Принёс йогу на Запад и сформировал представление об этой системе в Западном мире
Лахири Махасаи Сам йогин не описывал своё учение. Оно, как и биографические сведения, описано его учеником и последователем Парамахансой Йоганандой в «Автобиографии йога» Крийя-йога Основатель крийя-йоги, индуистский йогин и святой; считается, что он обладал способностью не только исцелять больных, но и воскрешать мёртвых, дематериализовывать объекты и совершать другие чудесные действия
Свами Парамахамса Харихарананда Гири «Крийя-йога: научный процесс культуры души и сущность всех религий» Крийя-йога Йогин, гуру, философ
Парамаханс Йогананда «Автобиография йога» Йогин, популяризатор и распространитель йоги на Западе, именно благодаря его произведению хатха-йога получила на Западе огромное количество последователей
Свами Сатьянанда Сарасвати Его перу принадлежат 14 произведений: «Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха»; «Бхакти Йога Сагар»; «Океан Йоги Преданности»; «Кундалини Тантра»; «Свара йога»; «Тантрические практики преображения»; «Крийя-йога»; «Хатха-Йога»; «Прадипика» и другие Карма-йога Йогин, гуру, мастер йоги и тантры; основатель Международного содружества йоги
Сант Кирпал Сингх «Утренние беседы»; «Духовность - что это такое»; «Венец жизни»; «Исследование по йоге»; «Сурат-шабд-йога»; «Секрет смерти»; «Великий святой Баба Джаймал Сингх. Его жизнь и учение»; «Колесо жизни». Сурат-шабд-йога Йогин, писатель, философ
class="table-bordered">

Йога - самое популярное древнее учение из всех, имеющих практическое применение. Её популярность обусловлена глубиной рассматриваемых вопросов, возможностью с помощью этого уникального учения изменять и улучшать собственную жизнь. Йога помогает людям найти себя, свой путь, свою сущность и, конечно же, справиться с восприятием действительности.

Ф илософия – это любовь к мудрости. Философия Йоги – это альтруизм и любовь к естественной природе.

Философией йоги в широком смысле можно назвать древнее учение о духовном самосовершенствовании человека, пришедшее к нам от цивилизации ариев и развившуюся в известную сегодня форму в религиозно-философских школах древней и средневековой Индии, которое на протяжении почти двух тысячелетий является для многих почитателей индийской духовности образцом мудрости, ведущей человека к высшей из возможных целей его жизни.

Йога - это одна из даршан, шести ортодоксальных (следующих духовной традицииВед) философских школ Индии. Приступая непосредственно к философии классической йоги, выделим две основополагающих категории, которые заключают в себе все бытие, все, что существует. Это Пуруша и Пракрити – духовная и материальная субстанции.

Классическая йога, называемая также «царской йогой» («раджа-йога»), была сформулирована Патанджали приблизительно во 2 в. до н.э. Как следует из «Йога сутры», произведения, состоящего из 195 коротких афоризмов(«сутр»), Патанджалиучил дуалистической, двойственной метафизике. Она противопоставляет Дух, или «Я» (Пурушу), Природе или Космосу (Пракрити), рассматривая их как две независимые друг от друга первопричины Реальности.

В антропологии йоги внутренний мир человека соответствует бытию внешнему. Человек рассматривается как микрокосмос, который по своей структуре идентичен внешнему для него макрокосмосу. Таким образом, человек – это также результат соединения Пуруши и Пракрити.

В отличие от Пракрити Пуруша не подвержен изменениям. Поэтому можно сказать, что он находится вне времени и пространства. Пурушу называют Зрителем, наблюдающим за разворачивающейся картиной изменения материи.

Буддхи-Махат – это стадия развития Пракрити и основа вселенной. В нем как этап эволюции материи образуется индивидуальное Буддхи, которое является идеальной основой для психики человека. В дальнейшем формируются и остальные элементы микрокосмоса. Это органы восприятия – слух, зрение, осязание, вкус, обоняние; органы действия – руки, ноги, органы выделения и размножения, орган речи; орган разума – ум (манас). Итак, фактически все, что мы привыкли отождествлять с собой, со своим я - физическое тело, память, эмоции, интеллект, мысленные образы и т.д. - относится к материи и потенциально содержится в индивидуальном Буддхи.

Пуруша в человеке – это чистое сознание, его Дух, его истинное Я. Йога предполагает существование множества «маленьких частей» Пуруши, индивидуальных душ, которые проявляются через разные существа в Пракрити. Наше истинное Я вечно и неизменно. Оно сознательно и направляет все процессы в сфере Пракрити. Модель соединения Пуруши и Пракрити в человеке часто сравнивают с двумя заблудившимися в лесу людьми. Один из которых без ног (Пуруша), а другой слепой (Пракрити). Понятно, что, объединившись, они смогут начать выбираться из леса. Пуруша, взаимодействуя с Пракрити, наполняет индивидуальное буддхи человека, матрицу всех его психических явлений, способностью к самосознанию. Поэтому мы, не зная о Пуруше, осознаем себя в своей психической деятельности.

Человек в своем обычном состоянии не знает своего истинного Я и отождествляет себя в лучшем случае со своим индивидуальным буддхи. Но способность буддхи осознавать себя не больше чем иллюзия, ведь истинным сознанием обладает только Пуруша. Мы всегда говорим про себя: «Я иду, я чувствую, я думаю» и т.д., тем самым, ограничивая свое бытие рамками Пракрити.

Йога - это совокупность физических и духовных практик, направленных на развитие человека на всех уровнях: психическом, духовном и физическом.

Философия йоги обладает следующими свойствами:

Она духовна, т.е. ориентирована на раскрытие и постижения бытия при помощи осознания независимого и самосущего Духа личности.

Этична, т.е. содержит в себе добродетели, главной из которых является ненасилие.

Эмоциональна, т.е. учит о любви, доброте и других благодетельных качествах.

Практична, т.е.предлагает способы управления телом.

Интеллектуальна, т.е. ее методы предполагают использование сил разума, а основные положения обоснованы философскими текстами.

Йога может рассматриваться как путь освобождения сознания от ложной идентификации с конкретной физической оболочкой. Иными словами, это открытие духовного зрения, возвращающего «Я» к своей настоящей природе. Можно также сказать, что йога уничтожает экзистенциальное страдание ума, которое рождается из-за пагубной привычки отождествлять себя как индивида, обособленного от всего остального мира.

Опытные мастера говорят, что вся «Йога-сутра» и комментарии к ней были написаны с целью освещения учения о смысле существования человека, теории освобождения.

Мы уже знаем, что освобождение означает отделение духа от материи (Пуруши от Пракрити). Зачем оно нужно? Дело в том, что люди в обычном своем состоянии ограничивают собственное бытие рамками Пракрити. Именно из-за этого и происходят все наши страдания. Мы начинаем стремиться к постоянному чувству привязанности и удовлетворения, к получению удовольствий, которые всегда заканчиваются. Важно понять, что чем сильнее удовлетворение, тем больше будет разочарование в будущем, а стремление к формам Пракрити обуславливает существование кармы.

Йога направленная на всестороннее развитие человека, и, главным образом, на рост сознания, внутренней культуры любого человека.

В шестой главе "Бхагавад Гиты" (переводится с санскрита как "Песня Бога"), самого авторитетного источника по философии йоги, Бог Кришна объясняет своему ученику Арджуне значение йоги как освобождение от страданий и горя: "Когда мысли поток обуздан, ум пребывает лишь в атмане, Партха, когда муж успокоил желания - он тогда именуется "йогин". Когда йогин, мысль обуздавший, сам себя укрепляет в йоге, он подобен свече, чье пламя не колеблется в месте без ветра. Там, где мысль, упражнением в йоге остановленная, замирает, там, где в атмане радость находит созерцающий атманом атман, - ибо там он познает то счастье, что сверх чувств, одной мысли доступно, запредельное, стоя в котором, он от истины не уклонится, - пребывающий там не смутится даже самой тяжелою скорбью; ведь, достигнув той цели, не мнит он что-то высшее, лучшее встретить.

Состояние это есть йога, что оковы скорбей размыкает". Подобно хорошо отшлифованному алмазу, каждая из граней которого отражает тот или иной луч света, так и слово "йога" отражает каждой гранью тот или иной оттенок смысла, выявляя разные стороны всего диапазона человеческих устремлений добиваться счастья, любви и свободы. В "Бхагавад Гите" есть и другое объяснение термина йога, где ударение делается на Карма Йоге (йоге действия): "Лишь на действие будь направлен, от плода же его отвращайся; пусть плоды тебя не увлекают, но не будь и бездействием скован. От привязанностей свободен, в йоге стоек, свершая деяния, уравняв неудачу с удачей: эта ровность зовется йогой". Кришна называет йогой также мудрость в работе или умение жить в трудах, гармонии и умеренности: "Тот не йогин, кто переедает, и не тот, кто не ест совершенно, и не тот, кто спит свыше меры, и не тот, кто себя сна лишает. В пище, в отдыхе будь умерен, будь умерен в свершеньи действий, в сне и в бдении - так обретешь ты уносящую скорби йогу". В Катха Упанишаде йога поясняется так: "Когда чувства утихомирены, когда ум в покое, когда интеллект не колеблется, тогда, как говорят мудрецы, достигнута высшая ступень. Этот постоянный контроль над чувствами и умом называют йогой. Достигнувший его освобождается от заблуждений".

Йога - это метод, система упражнений для успокоения мятущегося ума и направления энергии в конструктивные каналы. Подобно гидроэлектростанции на могучей реке, которая при разумно устроенной плотине и каналах представляет собой огромный запас воды, спасающий от засухи и голода и порождающий электроэнергию для жизни городов и промышленности, так и ум, когда находится под контролем, аккумулирует энергию из Космической реки и порождает громадные силы для всестороннего роста человека.

Успокоить ум человека также нелегко, как остановить горную реку.

Благодаря практическому применению йоги на ее различных стадиях йогин приобретает особую силу. Подобно сторонникам санкхьи и других систем индийской философии, основатель йоги Патанджали утверждает, что освобождение должно быть достигнуто благодаря непосредственному познанию отличия Я от физического мира, включая наше тело, ум и индивидуальность. По это возможно лишь в том случае, если мы сможем подавить и ограничить функции тела и чувств, ума-манаса и интеллекта, наконец, нашу индивидуальность (то есть эмпирическое, личное я) И вместе с тем обладать самосознанием, опытом трансцендентного духа (пуруши). Это убедило бы нас, что Я выше комплекса ум-тело, выше чувств и интеллекта, а также страданий или радости отдельной личности - я. Я, как будет показано, должно стоять выше всякой физической реальности с ее пространственно-временными и причинно-следственными отношениями.

Это и является осознанием Я как свободного, бессмертного духа, стоящего вне зла и страданий, смерти и разрушения. Иными словами, это есть достижение состояния свободы от всякого страдания и несчастия - освобождение. Система йоги указывает практически осуществимый путь саморазвития всем тем, кто следует велениям духа и кто искренно стремится следовать ему. Система же санкхьи больше внимания обращает на познание отличия Я от всего остального мира как на средство достижения освобождения. Но она не забывает рекомендовать и такие практические методы достижения освобождения, как изучение, размышление и постоянное сосредоточение на истине. Философия йоги заостряет свое внимание на практических методах очищения и сосредоточения для понимания отличия Я от тела и ума и вместе с тем для достижения освобождения.

Однако следует отметить, что учение йоги о самопознании Я имеет солидную основу в метафизике санкхьи, которая обосновывает реальность Я как метафизического и вечного начала сознания. Если верить в трансцендентный дух, то нельзя не признать, что имеются более глубокие ступени сознания, чем эмпирические, а также более широкие возможности и более высокие потенции, чем физические или относящиеся к органам чувств. Проблески этой более глубокой реальности нашей индивидуальной жизни осеняли не только пророков и святых, но и таких великих философов, как Платон и Аристотель, Спиноза и Лейбниц, Кант и Гегель. Физические исследования и современная школа психоанализа внесли большой вклад в область познания темных сторон психической жизни, скрьпых от обычного взора. Йога в этом отношении идет еще дальше, формулируя некоторые практические методы очищения и самоконтроля для осознания истинного я человека. Для правильной оценки этой философии необходимо ее благожелательное понимание и искреннее стремление осознать, реализовать ее истины...

Философия йоги сегодня крайне популярна. Для многих она стала настоящим открытием в жизни. Йога спасает замученных людей от ежедневных стрессов и помогает им увидеть самое важное, отбросив второстепенное. При этом она не сводится к банальному комплексу физических упражнений. Йога как древняя традиция и религия, йога как - вот о чем пойдет речь в данной статье.

Причины популярности йоги в современном мире

Как уже отмечалось, йога сегодня необычайно популярна. Можно даже сказать, что она модна в современном обществе. В чем же причины такой популярности?

Для этого нужно ответить на один вопрос. Современная личность - какая она? Измученная, подавленная и угнетенная. Человек XXI столетия, как правило, проводит свою жизнь в погоне за сомнительными благами. Йога же помогает не только справиться с ежедневными стрессами, но и учит сконцентрировать свое внимание (и силы) на самых главных, истинно важных вещах.

Философия йоги открывает человеку единственно верный путь к осознанию своей сущности, помогает в полной мере раскрыть свой внутренний потенциал.

Любопытно, что практические методы йоги действуют в любом случае. Даже если человек не очень верит в них или не имеет ни малейшего понятия о сущности и основах данной философии. Это еще одна уникальная особенность йоги.

Философия йоги (кратко)

Что же такое йога? Справедливо ли называть её философией, наукой или религией?

Само слово в переводе с санскрита означает "единение". В узком смысле речь здесь идет прежде всего о гармонии и слиянии тела и души человека. В более глобальном понимании это единение человека с Богом.

Йога - философия индийская, очень древняя. Её основные постулаты выделил еще во втором веке известный гуру Патанджали. Однако утверждать, что философия йоги была основана именно им, неправильно. Ведь считается, что йогу человечеству подарил сам Творец (посредством аватара Кришну).

Основы этого учения не отличаются систематизированностью. Их отдельные аспекты можно отыскать в различных древнеиндийских источниках, начиная с Вед. Именно поэтому историки не могут определить четкие хронологические рамки данного направления.

Философия йоги чрезвычайно многогранна. Главная же цель учения - это достижение нирваны. Под этим термином понимается полное воссоединение с Творцом.

На сегодняшний день исследователи выделяют несколько форм йоги. Это:

  • карма-йога;
  • бхакти-йога;
  • джняна-йога;
  • мантра-йога;
  • хатха-йога и другие.

Каждое из этих направлений - это лишь один из шагов на пути к единой цели философии йоги - единению со Всевышним. В нашей статье мы более подробно остановимся на последней из этих форм.

Притча о спрятанной божественности

Философия йоги для начинающих как нельзя лучше иллюстрируется одной из древнеиндийских притч. Она поможет лучше понять сущность данного учения тем, кто только начинает с ним знакомиться.

Итак, притча о спрятанной божественности...

По легенде, раньше все люди на Земле были богами. Такими их создал Брахма. Однако вскоре повелитель всех богов увидел, что те используют свою силу не совсем праведно, а потому решил забрать у них божественную мощь. При этом у него возник вопрос: а где же спрятать божественность от людей, чтобы они не смогли её отыскать?

Чтобы решить эту дилемму, Брахма вызвал к себе советников. Те начали засыпать его различными вариантами: одни предлагали зарыть божественность в землю, другие - бросить её на дно океана... Однако ни одно предложение не понравилось Брахме. "Рано или поздно люди доберутся и на дно океанов" - задумчиво отвечал тот.

Как вдруг повелитель богов сам догадался, что нужно сделать. Он решил спрятать божественность внутри самого человека. И не ошибся. Человек покорил небеса и морские глубины, пробурил километровые тоннели под землей, однако так ни разу толком и не заглянул внутрь себя.

древние находки

Сложно определить, как глубоко в историю тянутся корни йоги. Так, в долине реки Инд археологами были найдены древние печати, датируемые вторым тысячелетием до нашей эры. На них изображены люди, а также божества в необычных позах (всего исследователи насчитали 16 разных позиций). Эта находка натолкнула историков на мысль, что одна из форм йоги уже была знакома жителям Хараппской цивилизации.

Если же говорить о письменных свидетельствах, то понятие "йога" впервые встречается в Ригведе - одном из самых древних памятников индийской литературы.

Патанджали и его "йога-сутры"

Это учение относят к перечню, состоящему из шести ортодоксальных школ индуизма. Философия йоги очень тесно связана с направлением санкхья. Однако, по сравнению с ней, йога - более теистическая.

О родстве этих двух школ говорил в свое время и Генрих Циммер. При этом он утверждал, что санкхья дает общее пояснение природы человека, тогда как йога раскрывает практические методы и пути к его полному освобождению (состояние мокши).

Как и любая другая школа индийской философии, йога имеет свои священные тексты. Это так называемые "йога-сутры", изложенные мудрецом Патанджали. В одной из них, кстати, учитель раскрывает саму суть рассматриваемого нами понятия. Согласно тексту второй сутры, йога - это "процесс обуздания волнений, присущих разуму".

Свами Вивекананда: жизненный путь философа

Одним из ярчайших представителей данной школы является индийский мудрец и Свами Вивекананда. Философия йоги в его трудах обрела новый смысл. Он смог объяснить ключевые её положения с точки зрения западного мировоззрения.

Свами Вивекананда жил и трудился во второй половине XIX века. Родился он в 1863 году в очень религиозной семье. Учился в Шотландском церковном колледже, где проявлял особый интерес к философии. В это же время Вивекананда задается целью отыскать человека, который встречался с самим Богом. И вскоре он его находит. Это был некий Рамакришна. Вскоре Вивекананда становится его учеником.

В 1888 году он, вместе с другими учениками Рамакришны, начинает путешествовать по территории Индии. Затем отправляется в другие страны (США, Франция, Япония, Англия и другие). Умер мудрец в 1902 году. Тело Свами, как и его кремировали на берегу реки Ганг.

За свою жизнь Вивекананда написал ряд трудов. Самые важные среди них следующие:

  • "Карма-йога" (1896 год).
  • "Раджа-йога" (1896 год).
  • "Философия Веданты: лекции о джняна-йоге" (1902 год).

Свами Вивекананда: философские воззрения

Вивекананде принадлежит весьма известное изречение: разнятся лишь его имена". Одни зовут его Иисусом, другие - Аллахом, третьи - Буддой и так далее.

Свами Вивекананда отличался оригинальностью своей мысли. Его главная заслуга как философа заключается в том, что он сумел доказать, что ключевые идеи Веданты можно применять и в сугубо практических целях, в жизни общественной.

"Каждая личность - божественна сама по себе" - это изречение Рамакришны стало красной нитью в жизни философа. Он был уверен, что никто не обретет свободу, пока свободными не станут все остальные люди. Вивекананда утверждал, что по-настоящему обязан без устали работать для спасения других людей. Философ превозносил бескорыстие и агитировал всех не терять веры в себя.

Общественные взгляды Свами Вивекананды основывались на том, что должны быть разделены. Религия, по его мнению, ни в коем случае не должна вмешиваться в вопросы браков, наследственных отношений и тому подобное. Он также считал, что общество в идеале должно быть равномерной смесью всех четырех каст. Причем он был уверен, что религия не должна вмешиваться и в процесс построения идеального социума.

Йога-хатха: философия школы

Название этого переводится с санскрита как "усиленное слияние". Впервые постулаты этой школы систематизировал Свами Сватмарама. Он считал, что хатха-йога есть процесс подготовки человеческого тела к сложным медитациям.

Само слово "хатха", как предполагают исследователи, состоит из двух составляющих: "ха" - разум и "тха" - жизненная сила.

Хатха-йога - это комплексное учение о том, как можно достигнуть телесной гармонии при помощи физических и психических воздействий на тело (это асаны, пранаямы, мудры и бандхи). Каждое из них влияет на конкретную часть человеческого организма. В хатха-йоге специально подбираются комплексы определенных упражнений, с помощью которых можно укрепить свое здоровье и вести борьбу с серьезными болезнями.

Дыхание - основа жизни

Главный акцент в хатха-йоге делается на дыхании. Приверженцы этой школы уверены, что влияние дыхания на организм настолько сильно, что одними лишь пранаямами (дыхательными упражнениями) можно значительно улучшить свое состояние. А умелое комбинирование их с асанами - это и вовсе залог здорового и крепкого тела.

Хатха-йога как медицинская философия ставит своей первостепенной задачей полное очищение дыхательной системы человека. Кроме того, это настоящее искусство расслабления тела и всех его мускулов. Ведь настоящая ясность ума приходит лишь к расслабленному организму.

Состояние тела, самочувствие, а также мыслительные процессы человека тесно связаны с его дыханием. Думается, с этим согласятся все. Вот почему в хатха-йоге такое внимание уделено искусству и техникам правильного дыхания. При этом она учит людей правильно дышать не только во время специальных занятий, но и в повседневной жизни. Мудрое и бережное отношение к своему здоровью - вот чему обучает людей хатха-йога. Философия и практика при этом органично сплетены в данном учении.

Общие цели и задачи йоги

Тот, кто решил всерьез заняться йогой, может преследовать различные цели. Это может быть простое желание укрепить свое здоровье или излечиться от хронического заболевания. А для кого-то йога - это ключ к достижению мокши ("единения с Брахманом").

К слову, именно мокша - как процесс и факт освобождения от сансары - является конечной целью во многих школах древнеиндийской философии. А вот в вайшнавизме основной целью йоги является стремление к Богу, Творцу. Согласно учениям этой школы, вайшнав после этого попадает в духовный блаженный мир, в котором он может насладиться преданным служением Вишну.

Развитие йоги в России

Отдельные жители России проявляли интерес к йоге еще в дореволюционные времена. В эпоху Советского Союза школа эта находилась под идеологическим запретом, что, впрочем, не мешало отдельным энтузиастом заниматься полулегально.

В России в разные времена многие известные личности выступали активными пропагандистами йоги. Среди таких - врач Б. Л. Смирнов, профессор В. В. Бродов, писатель В. И. Воронин, инженер Я. И. Колтунов и многие другие. В конце 80-х годов в Москве начинает работать высшее учебное заведение - так называемая Академия йоги. Её основателем стал Геннадий Стаценко. В то же время в столице СССР появляется лаборатория, которая занималась изучением нетрадиционных методов лечения и оздоровления. Разумеется, в сферу интересов данной лаборатории входило и учение Древней Индии - йога.

Сегодня курсы йоги преподают едва ли не в каждом фитнес-клубе. Однако знающие люди все же рекомендуют посещать занятия в специализированной школе.

Напоследок несколько полезных советов тем, кто планирует начать заниматься йогой:

  • одежда для занятий должна быть удобной и изготовленной из натуральной ткани;
  • начинать освоение йоги нужно с малого, постепенно проникая в "глубины" этого учения;
  • пропускать занятия нежелательно, ведь каждый новый сеанс является логическим продолжением предыдущего;
  • к занятиям йогой нужно подходить крайне сознательно и основательно.

И, конечно же, не стоит забывать, что йога - это не только здоровое, подтянутое тело, но еще и возможность ощутить гармонию тела и души.

В заключение...

Йога - философия Древней Индии, которая очень популярна в современном мире. Однако это не совсем философия, вернее, не только она. Это еще и наука, религия, многовековая традиция и практика. Чем же так привлекает современного человека философия йоги?

Кратко ответить на этот вопрос можно двумя основными тезисами. Первый: йога помогает человеку справиться с огромным давлением жестокой действительности. Второй: она способна каждому из нас открыть путь к познанию самого себя, своей внутренней сущности.

Йога опирается на Веды и является одной из ведических философских школ. Йога означает "сосредоточение", ее основателем считается мудрец Патанджали (II в. до н.э.).

Йога, согласно Патанджали, является систематическим усилием, употребляемым для достижения совершенства посредством контроля над различными элементами человеческой природы - физическими и психическими. Философия йоги требует систематического усилия над собой, подавления самопроизвольного течения мыслей. Разум, воздействуя на тело, с его помощью достигает новых духовных уровней. Для реализации этого разработан свой восьмеричный метод. Он включает в себя последова-тельную смену ступеней самоконтроля и самоорганизации.

Первая ступень - яма (воздержание). Она запрещает во-ровство, ложь, насилие, ненависть к людям; пропа-гандирует умеренность во всем: в мыслях, словах и делах.

Вторая ступень - нияма (соблюдение правил). Она включает в себя внешнее и внутреннее телесное очищение, самообуздание, самодисциплину. На этой ступени нельзя упо-треблять бранные слова, кричать на людей. Необходимо мол-чать один день в неделю, регулярно изучать литературу по йоге, философии, физиологии.

Третья ступень - асана (положение). Она представляет собой физическую поддержку со стороны тела состоянию со-средоточенности. Специфические позы помогают добиться большей концентрации внимания. Чтобы размышлять, нужно, кик минимум, усесться в удобной позе. Йога придает этому большое значение.

Четвертая ступень - пранаяма (регулирование дыхания). Она включает в себя упражнения по дыханию. Особое вни-мание уделяется задержке дыхания, во время которого в ор-ганизм усиленно поступает жизненная энергия - прана.

Пятая ступень - пратьяхара (удаление чувств). Она предполагает сосредоточенность на самом себе. При этом "рассудок должен быть радикальным образом лишен всех впечатлений извне". Достигший этой ступени должен по-строить келью в своем сердце и удаляться в нее ежедневно.

Шестая ступень - дхарана (фиксирование внимания) Она предполагает активную концентрацию внимания на объ-екте. В обычной жизни идеи появляются и исчезают, но не задерживаются надолго. Нужно удержать на них внимание.

Седьмая ступень - дхьяна (созерцание). На этом этапедостигается проникновение в сущность объекта сосредоточении

Восьмая ступень - самадхи (сосредоточение). Это - вершина и цель йоги, так как она поднимает душу из ее временного, обусловленного, изменяющегося существования к простой, вечной и совершенной жизни

Особенностью индийской философии является ее интеллектуальная терпимость, все учения не отвергают полностью учения Вед, а дополняют, утверждая, что истина одна, но она многогранна.


Основанием китайской философии явилась древняя китайская литература: «Пятикнижие» («Уцзин»). В них поднимается множество вопросов: откуда произошло зло - от Бога или человека; проблема первоначала мира - назывались в их качестве огонь, вода, дерево, металл, земля; пять явлений природы - дождь, солнечное сияние, жара, холод, ветер. Важная роль в объяснении мироздания отводится двум полярным и в то же время взаимозависимым силам - Ян и Инь.

Понятия эти многозначны, олицетворяют собой, как сказали бы современные философы, диалектические противоположности: Ян - активная мужская сила, Инь - пассивная женская сила; они являлись силами света и тьмы, тепла и холода, жесткости и мягкости, положительного и отрицательного. Считалось, что между этими понятиями и человеческой жизнью существует обратная связь: если люди действуют согласованно с естественной закономерностью, которую отражают эти понятия, то в обществе и в отдельных людях царит порядок и спокойствие, если же такого согласия нет, то вся страна и все в ней приходят в смятение.

Основателем даосизма (самое философское из всех китайских учений) считается китайский мудрец Лао-цзы (VI-V вв. до н.э.) - буквальный перевод «престарелый учитель». Центральная категория этой философии -Дао , многозначное понятие - начало и конец всех вещей, путь звезд и добродетелей, закон Вселенной и человеческого поведения, первооснова всех вещей.

Дао существует само по себе, вечно, изменить его не в силах никто. Человек в даосизме рассматривается с точки зрения двойственной природы: первое его начало происходит от Дао, поэтому оно истинное и естественное, а второе порождается страстями и заблуждениями самого человека, поэтому оно ложное и искусственное. Отсюда вывод: у настоящего человека истинное должно победить искусственное, ложное. Человек не в силах влиять на мировой порядок, поэтому его удел - покой и смирение.

Основной принцип даосизма - теория недеяния - увэй. Но в то же время даосизм поднимал проблему бессмертия, для этого была разработана специальная практика продления жизни, которая опирается на определенное мировоззрение, диету, дыхательную гимнастику, методику стимуляции внутренней энергии ци и алхимию. Даже императоры и высшие чиновники отдавали должное мистическим знаниям даосов.

Другой важной темой китайской философской мысли была идея нравственного совершенствования на пути соблюдения правил и ритуалов, которые были изложены в конфуцианстве . Основателем этой философской школы является Кун Фу-цзы (551-479 до н.э.), прославившийся как талантливый педагог и политический деятель. В отличие от даосизма, конфуцианство рассматривает человека как часть общества.

Конфуций учил, что ничего положительного достичь нельзя, не руководствуясь правильными принципами: гуманностью (жэнь), справедливостью и долгом (и), знанием правильного ритуала (ли), мудростью (чжи), почтительностью (сяо). Конфуций разработал модель совершенного человека («благородного мужа»), у него это не только этический идеал, но и политический, которому должен отвечать совершенный правитель. Конфуций формулирует «золотое правило нравственности» : "Чего не желаешь себе, того не делай людям"

Социальное устройство государства Конфуций видел по принципу семьи: государь - отец и мать для подданных, через него говорит само Небо, но государь должен заботиться о своих «детях». Каждый должен знать то место, которое ему предназначено в обществе: "Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном." Все обязаны выполнять нормы «ли»- социального и религиозного ритуала, тогда в обществе будет порядок, равновесие и справедливость.

Конфуцианство превратилось в государственную идеологию и впоследствии фактически стало основой специфически-китайского образа жизни, во многом сформировав уникальный облик китайской цивилизации. Особенностью методологии познания у Конфуция является проникновение в истину через постижение порядка: построение структуры, классификации, разложение по таблицам, рядам, клеточкам. Если девиз западной философии - «сомнение и свободное размышление», то китайской - «обучение и повторение изученного». Конфуцианское познание, таким образом, обращено к изучению традиции, а не к открытию нового.

Против конфуцианства выступала «школа законников» - легизм.

Шан Ян, основатель этой школы, разработал теорию деспотического государства, выступал против человеколюбия, которое считал причиной всех проступков, убеждал, что политика несовместима с нравственностью, вместо убеждения надо применять силу принуждения.

Вопросы для самоконтроля:

1.В чем отличие древнекитайской философии от индийской?

2.Если девиз западной философии - «сомнение и свободное размышление», то китайской - «обучение и повторение изученного». Попытайтесь определить сильные и слабые стороны обеих позиций.

3.Попытайтесь сформулировать суть учения Конфуция.

4.Попытайтесь сформулировать главное в учении Будды.

5.Выясните, что означают термины:

Упанишады

Ортодоксальный

Деспотия